Говорят, что самый лучший подарок — это книга. Мы добавим — книга с экслибрисом!

ЭКСЛИБРИС (от лат. ex libris из книг) — книжный знак, свидетельствующий о принадлежности данной книги определенному владельцу.

Имеются различные типы экслибрисов — шрифтовые, в которых обозначены только имя и фамилия владельца, и художественные — в виде рисунка, как правило, лаконично и образно говорящего о профессии и интересах владельца или о составе его библиотеки. По технике исполнения книжные знаки могут быть простыми — штемпельными, в виде типографского набора, цинкографическими и сложными — выполненными в определенном материале: гравюры на дереве, линолеуме, оргстекле, меди (офорт) и др.

На протяжении долгой истории печатной и рукописной книги у владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах свое имя. Первоначально это желание осуществлялось достаточно примитивно: на книге делались надписи о принадлежности ее тому или иному владельцу. В те времена книги представляли особую ценность, поэтому надпись, состоящая из слов ex libris в сочетании с фамилией и именем, была просто необходима. Книга была дорогостоящим имуществом, подобный знак должен быть доказывать перед всеми ее принадлежность именно этому человеку.

Искусство экслибриса в той форме, которая нам известна, появилось еще в Средние века, но расцвет его связан во многом с появлением в XVI веке в Германии книгопечатания. Над созданием экслибрисов работали такие известные художники как А.Дюрер, Х.Хольбейн Младший, Л.Кранах Старший и др. В России < экслибрис > появился при Петре I. Книжные знаки имели его сподвижники: Я. Брюс, Д. Голицын, А.Лефорт, Р. Арескин.

До XIX века большая часть личных библиотек принадлежала к привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Популярными были также вензелевые книжные знаки. В XIX веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый.

Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие художники объединения «Мир искусства»: А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов, М.Добужинский, и др. Они создавали настоящие экслибрисные произведения искусства, в каждом из которых был своеобразный аромат и индивидуальность графического почерка их автора призванного раскрыть уникальность и неповторимость каждого конкретного владельца книги.

Иногда экслибрисы становились своеобразными пророками. Например, как это случилось с экслибрисами последнего российского императора и его сына. Многие члены царской семьи имели собственные книжные знаки. Как правило, это была монограмма владельца с короной или двуглавым орлом. На фоне этой устоявшейся традиции экслибрисы, изготовленные в 1907 году бароном А.Фелькерзамом для императора и цесаревича Алексея, выглядят весьма неожиданными. И не столько потому, что они были выполнены в роскошном геральдическом стиле, сколько в тех символах, которые художник использовал для их создания.

На экслибрисе Николая II в обрамлении из лавровых листьев изображен двуглавый орёл, который буквально распят на андреевском кресте. На его груди щит с монограммой «Н/II» (символ самого Николая II), окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. Знак этого ордена изначально представлял собой двуглавого орла (герб России), на груди которого располагался андреевский крест с распятым на нём апостолом. Символика знака говорила о подвиге веры во имя торжества христианства на Руси и будущего величия государства российского. Нетрудно догадаться, что изображение распятых на андреевском кресте двуглавого орла (Россия) и императора («Н/II») имело прямо противоположное значение, и служило крайне дурным предзнаменованием для хозяина экслибриса.

Не лучше обстояли дела и с символикой экслибриса цесаревича Алексея. На нем, окруженный сиянием ангел, держит в руках щит с изображением двуглавого орла. На груди орла щит с монограммой «Н/II». Над ним нимб с полукруглой надписью. По церковному преданию, души умерших к Богу сопровождает ангел. Двуглавый орёл и символ императора в руках ангела — прескверное предзнаменование! Если же допустить, что ангел — это образ невинного ребенка, каким тогда еще был цесаревич Алексей, то тогда зачем нимб над ним?..

Достаточно долгое время экслибрис оставался популярным и востребованным графическим искусством, непосредственное отношение к которому имели штемпельных дел мастера. К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать определенный спад интереса к экслибрисам. Отчасти это связано с общим упадком внимания к печатной книге, которая все чаще становится одноразовым товаром. Однако и в самом штемпельном деле в 1990-е гг. была практически утеряна традиция изготовления экслибрисов, которые сегодня стали редкой, эксклюзивной продукцией.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *